Произведения Дневники ProЧтение Альбом Цитатник VideoКоллекция


Может ли чтение сделать вас счастливее?
Как работает наш мозг, когда мы читаем? Могут ли книги лечить болезни, и если да, то какие?

Библиотерапия — это достаточно общий термин, обозначающий древнейшую практику чтения в лечебных целях. Первое употребление термина датируется 1916 годом в газетной статье The Atlantic Monthly «Литературная клиника». Автор рассказывает, как наткнулся на «библиопатический институт», которым руководил его знакомый Бэгстер в подвале своей церкви, там он в лечебных целях раздавал читательские рекомендации. «Библиотерапия это… новая наука,
— объясняет Бэгстер, — книга может быть раздражителем или успокоительным, возбудителем или снотворным. Суть в том, что она окажет на вас эффект, и нужно знать, какой. Книга по своей природе может быть успокаивающей настойкой, а может быть и горчичником». Для пациента среднего возраста с «частичной консервацией взглядов» Бэгстер составляет следующий рецепт: «Вы должны читать больше романов. Но не лёгких, а тех, что заставляют вас забыться. Это должны быть проницательные, острые, решительные и безжалостные романы» (Джордж Бернард Шоу в самом верху списка). В конце статьи Бэгстер уходит помочь пациенту, у которого случилась «передозировка военной прозой», а автор продолжает размышлять о книгах, которые «вдыхают в нас новую жизнь, задают жизненный пульс, сильный, но медленный».

Сегодня библиотерапия принимает множество различных форм: от литературных курсов для тюремных заключённых до читательских кружков для пожилых людей, страдающих слабоумием. Иногда это просто индивидуальные или групповые сеансы для «некогда читавших людей», которые хотят найти способ снова получать удовольствие от литературы. Берту и её давняя подруга и коллега–библиотерапевт Сьюзен Элдеркин практикуют в основном «аффективную» библиотерапию, выступая в защиту её укрепляющей и тонизирующей силы. Студентками они познакомились в Кембриджском университете больше 20 лет назад и сразу поладили благодаря схожему содержанию книжных полок, в частности, на почве любви к роману Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник», который посвящён природе чтения. По мере того, как развивалась их дружба, они назначали друг другу романы для лечения недугов вроде разбитого сердца или карьерной неопределённости. «Сьюзи переживала профессиональный кризис, она хотела стать писательницей, но не знала, справится ли она с критикой, которая обязательно будет. Тогда я дала ей сборник стихотворений Дона Маркиза “Арчи и Мехитабель”, — сказала мне Берту. — Если таракан Арчи мог быть столь предан своему творчеству, что ему приходилось прыгать по клавишам печатной машинки, чтобы писать свои вольные стихи каждую ночь в офисах Нью–Йоркской газеты “Ивнинг Сан”, то, безусловно, и ей нужно быть готовой пострадать за своё искусство». Годы спустя Элдеркин дала Берту, которая не знала, как совместить материнство и свою работу художником, роман Патрика Гейла «Примечания с выставки» об успешной, но беспокойной художнице.

Берту и Элдеркин в соавторстве написали книгу «Новейшее лекарство: литературные средства от болезней от А до Я» (прим пер.: оригинальное название — "The Novel Cure: An A–Z of Literary Remedies", novel — сущ. роман, повесть; прил. — новый, ранее не известный). Книга выглядит как медицинский справочник с рекомендованными лекарствами. Впервые опубликованная в 2013 году в Великобритании, сегодня она издаётся в восемнадцати странах, и, что интересно, контракт позволяет местному редактору и литературоведу адаптировать до 25% заболеваний и читательских рекомендаций для аудитории каждой отдельной страны и включить больше отечественных писателей.

Для заядлых читателей, которые занимались самолечением великими книгами всю свою жизнь, нет ничего удивительного в том, что чтение может быть полезным для психического здоровья, но почему именно, становится понятнее благодаря недавнему исследованию о воздействии чтения на мозг. С момента открытия в середине 90–х годов «зеркальных нейронов», которые активируются, когда мы выполняем какое–либо действие или видим, как это действие выполняет кто–то другой, неврология эмпатии прояснилась. Основанное на анализе снимков МРТ мозга исследование 2011 года, опубликованное в «Ежегодном психологическом обозрении», показало, что когда люди читают о каком–то опыте, у них стимулируются те же области мозга, что и когда они сами переживают этот опыт. Мы используем одни и те же нейронные сети, когда читаем и когда пытаемся понять чувства другого человека.

Кит Оутли, заслуженный профессор в области когнитивной психологии в Университете Торонто, в течение многих лет возглавлял исследовательскую группу, занимающуюся психологией беллетристики. Они изучали процесс идентификации человека с вымышленными персонажами и рассматривали то, как литература способна улучшать социальные навыки, эмоционально воздействовать на людей и побуждать изменения в их самости. В своей книге 2011 года «Вещи, подобные мечтам: психология художественной литературы» Оутли заметил, что художественный вымысел — это такой вид симуляции, который запускается не на компьютере, а в нашем разуме. Это моделирование собственной личности в её взаимодействиях в социуме, основанное на личном опыте и способности думать о возможных вариантах развития будущего. Подобная идея эхом перекликается с давним убеждением многих писателей и читателей о том, что книга — лучший друг человека. Книги предоставляют нам шанс отрепетировать сценарий взаимодействия с людьми в реальности, не причиняя никому большого ущерба. В своём эссе 1905 года «О чтении» Марсель Пруст заметил: «С книгами не бывает принуждённости в общении. Если мы проводим вечер с этими друзьями, книгами, то только потому, что действительно этого желаем. Когда мы их оставляем, мы делаем это с сожалением, но оставив их, мы не мучаемся: “Что они о нас подумали?”, “Совершили ли мы ошибку, сказав что–то бестактное?”, “Понравились ли мы им?” и нет страха, что вас забудут, заменив кем–то ещё».

«Книги сами по себе ничего изменить не могут, и нет уверенности, что они должны что–то менять», — пишет Кин. «Как известно, заядлые читатели часто могут казаться необщительными и замкнутыми. Чтение романов не командный вид спорта». Вместо этого она призывает наслаждаться тем, что действительно даёт нам художественная литература — свободу от морального обязательства чувствовать что–то по отношению к вымышленным персонажам, что–то, что бы вы чувствовали, если бы это был реальный человек с настоящей болью и страданиями — парадокс, но это означает, что читатели иногда «отвечают большим сочувствием вымышленным персонажам в вымышленных ситуациях из–за защитной беллетризации». Кин всем сердцем поддерживает пользу для здоровья от чтения, которое «позволяет сбежать от обычных повседневных проблем».

Даже если вы не согласны, что чтение художественной литературы помогает лучше относиться к окружающим, чтение по–прежнему лечит. Оно приводит наш мозг в приятное состояние, подобное трансу, медитации, приносит пользу здоровью, заставляя расслабиться и обрести внутреннее спокойствие. Люди, которые часто читают, лучше спят, менее подвержены стрессу, обладают более высокой самооценкой и меньше страдают от депрессии, чем те, кто не читает. «Художественная литература и поэзия — это дозы лекарств», — писала Жаннет Уинтерсон. «Они лечат перелом, который реальность наносит воображению».

Найди же нужную средь книг моих
И горе позабудь…

По материалам The New Yorker By Ceridwen Dovey.
Перевод: Scout Alice. Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ.
Категория: InterLit | Дата: 03 Янв 2019 | Устали от чтения? Sling
Просмотров: 424 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 4.4/7
При написании комментария учитывайте перспективу вечности: будьте взаимно вежливы. Ваш комментарий может оказаться единственным свидетельством существования человечества.
Всего комментариев: 9

00+0 Спам
04 Апр 2019 19.39 * * 1
6
Текст любопытный, но если следовать подобной логике, то некоторые романы стоит воспринимать как яды. Вот мне лично художественные тексты всегда казались скучными именно из–за защитной беллетризации, о которой говорит автор статьи. Не могу сопереживать героям, потому что знаю, что они вымышленные. Если худлит брать, то предпочтение отдаю трансгрессивным, постмодернистским романам в которых и сюжета толком нет, но в них идентифицировать себя с протагонистом точно вредно для психического здоровья.

00+0 Спам
04 Апр 2019 19.39 * * 2
8
Яды — не то слово! Однажды я набирал стихи для типографии. Т.е. отказаться от чтения я не мог. Автор — полный чернушник, к тому же по происхождению поляк, а стихи на русском. Поэтому все стихи были налиты ядом и присыпаны неправильным употреблением слов. Я готов был повеситься, образно говоря.

00+0 Спам
04 Апр 2019 19.41 * * 3
7
Иногда образы героев вновь возникают в моей памяти, даже спустя годы после прочтения книг я снова грущу или радуюсь за них. Как духи в моей голове. 
Поэтому, стараюсь ограждать себя от различных драм — слишком тяжело потом уживаться со всеми страдающими образами.

00+0 Спам
04 Апр 2019 19.42 * * 4
5
Да уж,я вот точно дрожала от страха за дверью вместе с Раскольниковым, как будто это я убила старуху!

00+0 Спам
04 Апр 2019 19.53 * * 5
2
По-моему, советовать книги и так порой дело неблагодарное, а так, чтобы еще с терапевтическими целями и вовсе боязно)

00+0 Спам
04 Апр 2019 20.17 * * 6
9
чудовищная книга

00+0 Спам
04 Апр 2019 20.19 * * 7
8
Страшнее букваря книги нет. 100% читавших или уже умерли, или обязательно умрут, вопрос времени...

00+0 Спам
04 Апр 2019 20.21 * * 8
5
А ещё есть книги Дарьи Донцовой.

00+0 Спам
04 Апр 2019 20.28 * * 9
2
Макс Фрай "Книга Огненных страниц". Книга–убийца не сам рассказ Светланы Мартынчик, скрывающийся под псевдонимом М. Фрая, сам рассказ о книге–убийце.
avatar
knopaВход с помощью
knopa Комментарии



knopa
ЛитКлуб Бродячий Дух © 2024